Как мы рисуем сайты «задом наперёд»

Веб-дизайн задом наперёд
Полтора десятка последних сайтов мы сделали «задом наперёд» и оказалось, что так получается лучше.
В этих сайтах мы готовили дизайн «наоборот», с конца. Сайты принято придумывать с главной страницы, именно её заказчики хотят видеть в первую очередь. Но какое нам дело до того, что хотят заказчики, когда на кону их бизнес (шутка)! Конечно, мы согласовали новый метод с клиентами.
Инстинктивно нас давно тянет начинать со внутренних разделов сайта. Оказалось, что так удобнее и полезнее для результата в общем. Веб-дизайн «задом наперёд» проще контролируется, масштабируется и даёт более жизнеспособные сайты, нежели рисование по старинке. Прежде чем спорить, почитайте мои аргументы, я ведь понимаю, что без доводов всё это выглядит голословно.

Зачем сайту второстепенные страницы

Вот не поверите, но самое важное на сайте скрывается на второстепенных страницах. А не на главной, хоть она и называется «главной». Посудите сами: товары — в «каталоге», контакты — в «контактах», о компании — на внутренней странице и т.д. В 90% случаев посетителям нужно что-то на второстепенных страницах. Сайт «дробят» на страницы для облегчения поиска нужной информации. Чем больше сайт, тем больше у него страниц и глубже вложенность. Без разделения на страницы навигацию сайта придётся делать по якорям на заголовках. Это теоретически возможно, но вряд ли понравится людям.
Люди чаще знакомятся с сайтом по второстепенным страницам, потому что те светятся в поисковиках по узким ключевым запросам лучше главной страницы. Их пресловутого Яндекса посетители попадают прямо на искомую внутреннюю страницу, а не на главную страницу сайта. В половине случаев пользователи вообще не бывают на главной странице сайта и не знают как она выглядит. Да и зачем им главная страница, если они узнали всё, что нужно?

Зачем сайту главная страница

Главная страница — этакий нулевой азимут сайта. Ведь у всего есть начало, вот и у сайта оно тоже есть. Привычная структура сайта — это когда перемещение между внутренними страницами происходит через главную. Раньше даже делали в левом верхнем углу заметную ссылку «главная» (home, домой), чтобы люди не заблудились. Юзабилити (UX) ускакала на Сказочном Единороге Прогресса, но привычка серфить сайт через главную осталась. Так что, главная страница сайта по прежнему остаётся навигатором.
Навигация на сайте осуществляется через меню. Меню — группа ссылок на внутренние разделы сайта. Но современные сайты предлагают навигацию не только через меню, но и посредством «виджетов». Виджет — это смысловой блок, с которого можно считать краткую информацию и перейти по ссылке к развёрнутому материалу. Хорошим примером послужит виджет последних новостей, где видны три заголовка с картинками, а по клику можно прочитать новость полностью.
Виджетов на главной странице сайта может быть несколько. На корпоративном сайте с блогом компетенции и каталогом продукции мы всегда стараемся вывести виджет товаров, трансляцию блога, помимо остальных элементов. Виджеты наглядно и оперативно информируют посетителей в ознакомительном порядке. Виджеты помогают ориентироваться на больших сайтах. Без виджетов ленивые посетители не увидят и половины того, что сокрыто во внутренних разделах.
Виджеты помогают избежать перегруженной главной страницы, потому что выдают «дозированную порцию» — этакие замочные скважины, через которые заглядываешь внутрь сайта. В сущности, виджет — ещё одно меню, но более зрелищное и логично встроенное в структуру сайта.

Веб-дизайн «задом наперёд»

Главная страница сайта — самая сложная. Это одновременно и лицо сайта, и навигатор. Чаще всего у веб-студии так много усилий уходит на главную страницу, что на второстепенные не хватает терпения. И получаются внутренние разделы никакущие как с визуальной точки зрения, так и с функциональной. Наша веб-студия ReConcept всегда придавала внутренним разделам сайтов большое значение. Постепенно мы поняли, что начать веб-дизайн со второстепенных страниц не только естественно, но и правильно. Мы рассчитываем сетку, придумываем визуальную концепцию в работе над внутренними страницами, а когда они готовы, подходим к главной странице.
Когда готовы внутренние разделы сайта, главная страница рождается сама-собой. Есть концепция дизайна и очевидна иерархии контента, когда мы уже собрали весь сайт. Немного аналитики и сайт обретает лицо: красивое и функциональное. При этом мы не только не обошли вниманием такие важные внутренние разделы, но и главную привязали к ним куда более логично.
Теперь о совместной работе нескольких дизайнеров. Распараллелить работу над главной страницей сайта можно, но получится как в детской игре. Помните как мы играли в детстве: один человек рисует голову и загибает листочек бумаги, второй рисует туловище и снова загибает, а третий пририсовывает ноги. Потом лист разворачивают и все смеются над чудовищем!
Главную страницу трудно дизайнить совместно. А внутренние страницы можно разрабатывать параллельно. Главную в конце сделает один дизайнер. Так сайт делается быстрее.
В общем, логика такова: если внутренние страницы важнее и требует большего внимания, чем главная, то отчего же не начать с них? Мы проверили — такой подход работает, результат нам нравится больше. Поскольку мы всё-равно вылюбливаем каждую второстепенную страницу, нет разницы с чего начинать. Так что, часто наши сайты начинаются с «контактов». Да-да, мы в курсе, что контакты рисуют в последнюю очередь. Но ведь мы — ReConcept!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Скоро вузам придется поменять сайты

Как влезть в шкуру покупателя и создать клиентоцентричный сайт

Системный подход к созданию сайта: сайт-процесс против сайта-продукта