Системный подход к созданию сайта: сайт-процесс против сайта-продукта

Системный подход к созданию сайта
Системный подход к созданию сайта — это отказ от сайта как конечного продукта в пользу сайта-процесса. Почитайте, почему клиент обречён на неудачу, если надеется после запуска сайта отдыхать.

Чем сайт-продукт отличается от сайта-процесса

Выбрать веб-студиюСегодня создать технологичный сайт — не проблема. В России больше 13000 веб-студий и большинство из них делают качественный продукт. Вам сделают любой сайт: адаптивный, зрелищный, необычный, минималистичный... В этом нет проблемы.
Веб-студии успешно удовлетворяют потребности своих клиентов, которые заказывают и получают сайты как конечный продукт. Что хотели, то и получили, но здесь кроется главная проблема российского рынка: у нас не понимают, что сайт — это не продукт, а непрекращающийся маркетинг, т.е., процесс. Этот маркетинговый процесс не может начаться сам собой, наличия сайта для этого не достаточно. И вообще, сам сайт — это малая часть этого процесса.
Сегодня маркетинговый процесс в интернете не зависит от технических возможностей веб-студии, потому что он перестал работать в отрыве от остальных аспектов бизнеса: маркетинговой стратегии, бизнес-процессов и глубокой аналитики. Можно с уверенностью говорить о 100% провале, что если клиент после сдачи сайта прощается с веб-студией или заменяет её на других специалистов, которые осуществляют маркетинговые и аналитические активности. Запуск сайта ничего не меняет в положении дел компании, как не меняет открытие офиса. Каждому понятно, что после того, как у компании появился офис, нужно рекламироваться и отслеживать эффективность используемых каналов, оптимизировать бизнес-процессы, упрощать жизнь клиентам, т.е., заниматься маркетингом.
Сайт — это тоже маркетинг, он вообще на 95% маркетинг и только на 5% — адаптация, визуальные эффекты и технологии. Окупится ли сайт как инвестиция, на 95% определяет дальнейшая работа с сайтом, аналитика, работа с конверсией, модернизация и всяческие активности. Дизайн и программинг лишь на 5% влияет на выгодность сайта.

Окупаемость сайта

Окупаемость сайта
Окупаемость сайта (в принципе), срок его окупаемости — это краеугольные камни интернет-маркетинга. Важно понимать, что без активностей после запуска сайта, вероятность его окупаемость стремится к нулю, а срок окупаемости, в свою очередь — к бесконечности.
Но бизнесу мало окупить сайт (вернуть затраченные средства). Смысл создания сайта — зарабатывать на нём постоянно, а срок окупаемости должен быть как можно короче. Важно понимать разницу между окупаемостью сайта и зарабатывающим сайтом. Окупить сайт несколькими шальными заказами действительно можно. Но, согласитесь, это не стратегия, а чудо. Смысл сайта-процесса — извлекать прибыль на протяжении долгого времени, сайт-продукт такой возможности не даёт.

Сайт должен постоянно меняться

Сайт-процесс так называется, потому что меняется и подстраивается под текущие задачи и конъюнктуру рынка. По сути, это не что-то физическое, а инструментарий, который расширяется, пополняется, видоизменяется и эволюционирует. Ваши визитки — это продукт, логотип тоже продукт, а сайт — это процесс.
Проблема большинства существующих сайтов в том, что их делали неверно. Фундаментально неверно, хотя технически безупречно. Давайте вспомним традиционный способ разработки и сравним его с тем, что предусматривает сайт-процесс.

Традиционная веб-разработка (сайт-продукт)

  • Встреча + бриф
  • Получение от клиента гайдлайна
  • Получение от клиента контента
  • Прототипирование
  • Дизайн + утверждение
  • ВерсткаПрограммированиеНаполнение
  • Всё!

Сайт-процесс

  • Исследование среды: продукт, целевая аудитория, цели, конкуренты
  • Исследование существующего офлайн-маркетинга, его задач и результатов
  • Выработка стратегии интернет-маркетинга
  • Проектирование и создание сайта (если коротко)
  • Отладка систем сайта с бизнес-процессами компании
  • Установка систем аналитики
  • Пуск трафика на сайт
  • Аналитика
  • План модернизации по итогам аналитики
  • Поддержка и модернизация сайта в догонку новым бизнес-задачам
Различия налицо. Сайт-продукт зациклен на создании и запуске, после чего хоть трава не расти. Сайт-процесс нацелен на дальнейшую работу, поддержку, аналитику и повышение эффективности. Запуск сайта — один из этапов, не самый важный, кстати.

Кто должен делать сайт компании

Идеально, если сайт делает та студия, которая месяц-другой вникала в бизнес заказчика, знает его бизнес-процессы, маркетинг, знает конкурентов и целевую аудиторию как свою собственную. После такой подготовительной работы разработчиков можно допускать к работе. Следующие 3-6 месяцев занимает физическое исполнение первичного сайта, нашей отправной точки сайт-процесса. Они же настраивают аналитику, наполняют, рекламируют и модернизируют сайт. Дальнейшие модернизации сайта делают те же люди, что его создавали. Веб-студия должна продолжать жить бизнесом заказчика, чтобы видеть необходимые изменения сайта, а не придумывать их из воздуха. Только в таком тесном сотрудничестве клиента и студии сайт-процесс становится осязаемым и прогнозируемо прибыльным.
недовольный заказчик сайтаНа практике веб-студия делает сайт, чтобы он понравился заказчику как законченный продукт, потом приходят сторонние SEOшники и курочат сайт по своему усмотрению, попутно смешав с дерьмом разработчиков. Ни первые, ни второе в бизнес не вникали и после работы этих двух разнонаправленных команд получается гомункул, не приспособленный к работе. После этого заказчик нанимает третью студию, которая объявляет всё прежнее ошибкой природы и выкатывает смету на новый сайт. Заказчик офигевает и объявляет табу на всё, что связано со словом «сайт» в своём присутствии.
Когда сотрудники веб-студии буквально находятся в бизнесе заказчика после запуска сайта, они видят ошибки и предлагают эффективные пути их решения. Стоит ли удивляться, что сайт порой полностью меняет обличье в течении года!

Поддержка сайта — условие успеха

Как умирает сайт-продукт без поддержки:
  • Клиенты самостоятельно наполняют сайт и за несколько недель на корню ломают визуал и вёрстку.
  • Бизнес вокруг меняется, а сайт нет.
  • Рекламу провели, аналитику собрали, ошибки выявили, а сайт не изменили.
  • Контент-маркетинг стихиен.
  • Контент-маркетинг не учитывает требований SEO.
  • При желании что-то серьёзно изменить на сайте компетенций не хватает и хорошие идеи не находят реализации.
Наш опыт подтверждает вышесказанное. Даже скромная поддержка сайта, простой авторский надзор за заполнением сайта, коррекция контента, консультации по наполнению, делают сайт в 2—3 раза прибыльнее для заказчика. 

Сайт-продукт — это недополученная прибыль

Экономия на сайте-процессе делает бессмысленным создание сайта. На первый взгляд, дешевле просто сделать сайт и попрощаться с веб-студий. Но в этом кроется причина большинства провальных сайтов. Прибыль от сайта появится только в ходе работы с ним. Сайт-процесс — единственный путь к прибыльному сайту, это правило не знает исключений.
Системный подход к созданию сайта — это путь от первичной аналитики ситуации, в которой находится компания, до поддержки готового сайта и реализации маркетинговой стратегии. Сайт-продукт — противоположность вышеописанному и путь в никуда, как бы здорово вам его не сделали.
Хотите выстроить эффективный интернет-маркетинг в своей компании? Пишите и звоните!
Источник: https://journal.reconcept.ru/sistemnyij-podxod-k-sozdaniyu-sajta-sajt-proczess-protiv-sajta-produkta 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Скоро вузам придется поменять сайты

Как влезть в шкуру покупателя и создать клиентоцентричный сайт