Портфолио веб-студии под цензурой коммерческой тайны


У нас складывается нетипичная ситуация с портфолио. Если раньше визуал продавал сам себя, то текущие проекты требуют глубокого разъяснения содержания. Проблема в том, что объяснять содержание теперь нельзя.

Что изменилось

Мы изменили подход к работе и в ответ на это пришли другие клиенты. Теперь наш заказчик меньше клюёт на внешние данные сайта (хотя они не потеряли актуальности), а думает о эффективности своих инвестиций в сайт. Величина инвестиций, надо заметить, тоже подросла за последние 2 года. Но это неизбежно, учитывая задачи, которые мы теперь решаем.
Портфолио веб-студии — традиционно красивые картинки и описание кейса. Можно всю жизнь делать приятные наружностью сайты и ловить на такое портфолио новых клиентов. В 2010-2013 годах мы видели себя такой веб-студией и Idée fixe был непрерывная прокачка веб-дизайна. Каждый новый сайт буквальным образом был лучше предыдущего. Внешне. Подчеркну, что этого от нас и требовали, как случается и сейчас. Но к 2014 году мы осознали для себя новую роль в интернет-маркетинге и перестроились на производство инструментов в помощь бизнесу. А тут работают другие законы.
Когда заказчики ставит перед нами задачу, нужно покопаться в его бизнесе. Это определяет всю дальнейшую работу, вернее, его дальнейшее направление и инструментарий. И оказывается, что универсальные визуальные концепции перестают работать. Проще говоря, мы теперь не можем делать сайты, красивые сами по себе, без оглядки на функционал и требования целевой аудитории. Сайт для решения конкретной бизнес-задачи не может нравится всем без исключения, как Леонардо Ди Каприо.
Большинство клиентов по прежнему выбирают нас по портфолио. Так было и так будет. Но сайты теперь мы делаем не просто красивые, а функционально красивые. Приходится на пальцах объяснять почему мы пошли таким путём и тут кроется проблема. В большинстве случаев, мы не можем рассказать, какая концепция главенствует в сайте и какие это принесло результаты.

Про кейсы

Концепция сайта, мы ещё называем её маркетинговой платформой, — это главное зачем нас нанимают. Она не лежит на поверхности и чаще всего не осознаётся заказчиком. Не потому что он глупый. Чаще всего бизнесу не хватает навыков именно в интернет-маркетинге, бывает что и глаз замылен и решения принимаются колейно, по привычке. И тут появляемся мы: со свежим взглядом со стороны, со своевременными технологиями.
Концепция, которую мы предлагаем клиенту, может содержать план развития бизнеса, стратегию вывода нового продукта, если потребуется. Чаще всего, нам для самих себя выгоднее подумать наперёд, чтобы сделать клиенту продукт на будущее. Клиентам не всегда интересно думать за «горизонт событий», но интересно нам. На то есть ряд причин, главная из которых — пролонгировать отношения с клиентом как можно дальше.
Лучший клиент — это живой клиент!
Когда мы закончили работу над очередным продуктом, естественное желание — разместить его в портфолио. И тут проблема расцветает во всей красе. Скриншоты для него не работают, потому что это настолько верхняя часть, что прямо вершки-вершки! А корешки — это пресловутая маркетинговая концепция, это пути решения бизнес-задачи, это эксперименты-выводы-результаты. И куда ни плюнь — коммерческая тайна.
Что такое кейс? Это описание задачи, героика решения и хвастовство результатами. Рабочий формат, который рентгеном покажет компетенции исполнителя. Причём, без оглядки на отрасль. Штукатурщик с таким же успехом рекламируется кейсами, как и стоматолог. Покажите как вы решаете проблему и люди поверят в вас.
А как написать кейс, когда проблема клиента — коммерческая тайна? Когда конкуренты готовы заплатить, чтобы узнать какой путь развития выбрал наш клиент. А публичные результаты повредят бизнесу заказчика по многим причинам, не только по соображениям конкуренции (налоговая, рейдеры).
Всё, что у нас есть после запуска — это картинки и технологии (да и то не всегда). Всё, что касается задач в общем, путей решения и конкретики о бизнесе заказчика по понятным причинам — табу. Кто сумеет догадаться по скриншотам, какую предварительную работу мы провели? Почти никто.

Портфолио работает, но не так

Портфолио неизменно генерирует новые заявки. Проблема не в их количестве, а в качестве. Картинки привлекают внимание визуалов. Среди них реже, чем хочется, люди, нацеленные на развитие бизнеса. Ещё пугает количество ушедшихся с сайта ни с чем, только потому что не нашли для себя причины нам написать. Не потому что мы делаем плохие сайты, а потому что не имеем права объяснить, чем же они на самом деле хороши.
Кейс не работает без конкретики. Кейс не бывает иносказательный или размытый. Сейчас у нас на руках с десяток новых проектов, еще 5 в работе. Каждый — уникален как в задачах, так и в их решении. И нет никакого смысла размещать их в портфолио. Это всё то, чем нельзя делиться. А публикация таких непростых проектов в цензурированном виде скриншотами ничего в итоге не даёт. А порой и мешает, потому что находятся желающие критиковать успешный сайт исходя из собственных представлений о прекрасном.
Да, мы можем косвенно объяснять на переговорах, как работаем и приводить примеры. Но до разговора по душам нужно ещё добраться. Поэтому сейчас у нас много сарафанного радио, но, к сожалению, не так много целевых заявок с сайта. В некоторой степени, эта статья для разъяснения, что же творится с нашим портфолио и почему там теперь не появляются еженедельно красивые картинки.
Наше портфолио работает, но не так, как хотелось бы. Поэтому мы пишем этот блог. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Скоро вузам придется поменять сайты

Как влезть в шкуру покупателя и создать клиентоцентричный сайт

Системный подход к созданию сайта: сайт-процесс против сайта-продукта