Зачем вам сайт


Путь длиной в тысячу ли начинается с первого шага. Переговоры начинаются с первого вопроса. Какой вопрос нужно задать заказчику сайта первым?
— Зачем вам нужен сайт? — первый шаг нашего с клиентом пути в тысячу знаков кода. И вы знаете, непростой вопрос для большинства. Априори считается, что если человек покупает услугу, значит он всё обдумал и нуждается в ней. Мы верим своим покупателям и не сомневаемся в их умственных способностях. Но специфика веб-разработки правильных сайтов для бизнеса подразумевает чёткую задачу и не менее чёткое решение этой задачи. Бизнес-сайты решают бизнес-задачи — в этом их предназначение по логике моей веб-студии ReConcept. Выяснение задач будущего сайта для нас главная задача при формировании ТЗ. Поэтому мы не используем брифы, а предпочитаем переговоры.
Зачем вам нужен сайт? Почему вы решили его делать?
Мы делаем сайты с 2010 года и поднаторели в том, что касается выяснения истинных мотивов, приведших заказчика в веб-студию. Самый эффективный вопрос для этого: «Зачем вам нужен сайт? Почему вы решили его делать?». На моей памяти случай, когда этот вопрос отправил человека на месяц в астрал, откуда он вернулся с техническим заданием и классной бизнес-идеей.
Я задаю этот вопрос, но это не значит, что я больше ничего не спрашиваю. Вопрос — отправная точка для правильного полезного диалога. Предприниматели не обязаны профессионально разбираться в веб-технологиях и возможностях современных сайтов. Об этом я рассказываю и попутно объясняю как тот или иной инструмент применяется в отрасли клиента. Во время этих умственных упражнений рождаются интересные идеи, которые становятся лейтмотивом интернет-маркетинга клиента. Но главная задача — включить в процесс заказчика, ведь это его бизнес нам предстоит улучшить.

Почему это правильный вопрос

Экономит деньги

Как в прямом, так и в переносном смысле. Первое, что клиент приобретёт, когда честно ответит на этот вопрос — осознает для самого себя, какие проблемы в бизнесе заставляют покорять интернет. Порой эти проблемы требуют внутренней работы, а не маркетинга. Я консультирую клиентов не только на тему сайтов: мой незамыленный взгляд и накопленный опыт нравится тем, что приемлет аутсорсное мнение. Если бизнесмен вовремя обратился ко внутренним проблемам, а не увлёкся разработкой сайта, он на правильном пути.
Михаил Жванецкий пошутил, что: «В какую бы сторону не шёл дурак — для него всегда вперёд». Создание сайта — это процесс в правильную сторону. Современные сайты разные и решают они разные задачи. Что подходит одному бизнесу, бесполезно для другого. Важно выбрать правильное направление и это направление — маркетинговые задачи клиента. Верное целеуказание экономит деньги: первый сайт не выйдет комом, переделывать сайт неприятно и затратно.
Отвечая на этот вопрос, случается, клиенты приходят к выводу, что сайт им не нужен. Так бывает, когда для решения задач бизнеса требуются другие инструменты. Не делать сайт, когда он тебе не нужен — прямая экономия. Слишком много я видел сайтов для галочки, висящие годами в интернете. Нам такие делать не интересно.

Помогает разобраться в делах

Ох уж этот современный ритм жизни. Бежим, на ходу решаем насущные проблемы и на критический взгляд на бизнес сверху не хватает времени. Простые вопросы трудны, они требуют простых ответов. Заставляют думать, остановившись. Интересные выводы приходят на ум, когда вот такие непростые вопросы задают люди, нанятые вроде бы для другого.
По мнению клиентов, веб-студия рисует красивые картинки и исполняет пожелания, если они имеются. Может быть, но так происходит в параллельной для моей студии Вселенной. С нами трудно, но интересно и полезно. А если сработаемся, то выгодно.

Приземляет

Клиенты-фантазёры приходят с мечтами о «выдающемся, ни на что не похожим» сайте. В своих фантазиях они могут улететь так далеко, что приходится возвращать на землю. Реальность такова, что сайтом будут пользоваться люди, а людям не хочется пробираться сквозь нагромождения чьего-то воспалённого мозга. Вопрос «Зачем вам сайт» охлаждает горячие креативные головы как ушат ледяной воды. Сформулированные клиентом задачи его самого убеждают, что придуманное ранее нежизнеспособно. Вместо того, чтобы спорить, я спокойно задаю свой вопрос и с улыбкой наблюдаю, как рушатся воздушные замки.
Кстати, это не значит, что не нужно думать о внешнем виде будущего сайта. Напротив, эта работа полезна и нам поможет. Но практика показывает, что редкое безумство доживает до стадии реализации: как и во всём, в фантазиях о корпоративном сайте важна мера.

Задайте этот вопрос себе сами

Прежде, чем звонить в веб-студию, ответьте на этот вопрос. Это будет полезно в любом случае и в какую бы веб-студию вы ни обратились. Ответив на него, вы легко объясните, что хотите от сайта. А разработчикам будет проще сделать вам крутой корпоративный сайт.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Скоро вузам придется поменять сайты

Как влезть в шкуру покупателя и создать клиентоцентричный сайт

Системный подход к созданию сайта: сайт-процесс против сайта-продукта