Как написать техническое задание на создание сайта



Это инструкция, как писать техническое задание для нашей веб-студии ReConcept. Остальные студии меня не волнуют.

Лирика

50% технических заданий, которые в изобилии сыплются на корпоративную почту, — мусор для меня. Обычно это смесь желаний разряда «покрасивше» с адскими урывками про SEO. В большинстве своём, типовые обращения в духе «Доброго времени суток» без обращения и я понимаю, что автор осуществил массовую психологическую атаку средствами e-mail-посева по всем веб-студиям, до которых дотянулся. По мне, так лучше уж бриф, чем такие ТЗ без адреса. И хотя я не работаю с брифами, но его наличие — хоть какая-то отправная точка.
Чтобы сделать продуктивнее нашу с вами работу, пишу для своих клиентов инструкцию. Дочитайте до конца и убедитесь, что техническое задание по моему рецепту проще, чем в других студиях.

Корпоративный сайт

Корпоративный сайт, по моему мнению, — представительство (офис) компании в интернете и главный инструмент интернет-маркетинга. Исходя из этого, мы, как разработчики вашего корпоративного сайта, хотим знать, какие задачи вы возлагаете на свой интернет-офис. Цель нашей работы — улучшить ваш бизнес и техническое задание поможет в этом.
Опишите в задании зачем вам нужен сайт. Это труднее, чем кажется на первый взгляд. Но это чертовски важно! Подумайте хорошенько, что сподвигло вас на звонок в веб-студию. Доберитесь до сути, примените дедуктивный метод Шерлока Холмса, включите логику. Не получив ответа на этот вопрос, мы не двинемся дальше. Потому что причин может быть много и некоторые из них свидетельствуют, что сайт клиенту не нужен.
Вот пример логической цепочки, каждая пара «вопрос-ответ» порождает новый вопрос и таким образом вычленяется суть:
Вопрос: — Зачем нам сайт? Ответ: — Мы хотим больше клиентов.
    Вопрос: — В интернете есть наши клиенты? Ответ: — Судя по сайту конкурентов и статистике запросов, есть.
        Вопрос: Если у нас будет сайт, придут ли к нам клиенты с сайтов конкурентов? Ответ: — Да, если наш сайт будет удобнее.
            Цель: сайт удобнее, чем у конкурентов.
Первая причина создания сайта ничем нам не поможет. А конечная цель конкретна. Вы уловили, как зыбкая неохватная задача «хотим больше конкурентов» превратилась в осязаемую «сайт должен быть удобнее, чем у конкурентов». Удобнее, значит пользователи на таком сайте решают свои проблемы быстрее и затрачивают при этом меньше усилий, чем на другом сайте. Для моей веб-студии такая задача понятна и выполнима. А бизнесу она в конечном плане даст требуемых клиентов.
Такой логической цепочкой проверяется «на вшивость» каждая первичная цель. Нам нужны не эфемерные цели, а конкретные задачи и мы не телепаты, чтобы их узнать без вашей помощи. Поэтому логические упражнения предлагаю выполнить самостоятельно или с вместе с нами. Но выполнить!
В техническом задании, которое адресуют нам, мы сначала ищем цель создания сайта. Нет цели — нет понимания что делать. Если клиент заполнил 3 брифа других студий и пришел к нам с ними, мы не глядя аннигилируем брифы и назначаем переговоры. Полез в интернет скачать пример брифа, но удержался от соблазна. Не хочу обижать тех, кто составляет эти тесты-брифы, но мои заказчики должны знать: сайт — не Фольксваген Golf, его не покупают по конфигуратору. Клиенту бизнес-сайта неуместно задавать вопросы про то, что нравится или не нравится в сайтах конкурентов. Какое отношение это имеет к бизнес-задачам клиента?
Техническое задание, которое адресуете нам, снабжайте, пожалуйста, целью. После этого пишите все мысли, что накопились бессонными ночами. А можно и ничего больше не писать, остальное я выясню сам.

Интернет-магазин

Сначала пишите, что вы продаёте. Потом опишите ассортимент и его величину, круто, если набросаете структуру каталого. Обозначьте географию рынка сбыта. Детали оплаты, доставки, гарантии, возврата и наполнения желательно обдумать до первого диалога с нами. Но если затрудняетесь, можем обсудить сообща.
Главное в интернет-магазине для покупателя — удобство покупки. Главное для продавца — чтобы посетители не уходили с пустыми руками. Гармония там, где оба интереса уравновешены. К сожалению, на практике я вынужден объяснять клиентам, что в интернет-магазине основное — интернет-магазин, а не реклама. Предпринимателей волнует как продвигать и рекламировать магазин, как будто он уже в кармане. А я считаю, что в начале пути неплохо потренироваться «на кошках», с маленькими продажами, чтобы подготовить себя с сервис к настоящей работе. Первичный трафик интернет-магазина сделаем контекстной рекламой и пусть у вас не болит на этот счёт голова.

Landing Page

Этот абзац, что лишний раз пнуть лендинги. Да, мы не любим лендинги. Но ещё больше не любим клиентов, которые просят сделать лендинг, потому что это якобы «дёшево». Ни разу не дёшево, с чего бы им быть дешёвыми? Маркетологу и дизайнеру нужно упаковать в одну страницу всё то, что другие сайты содержать на десятке страниц. Да так, чтобы результат не вызывал тошноту при скроллинге. А клиент требует креатива, крутого дизайна, классных фотографий. Лендинг должен стоить дороже среднего сайта, а не дешевле. Наш ценник на корпоративный сайт — от 150 тысяч рублей. Если клиент готов к сопоставимому бюджету на Landing Page, поговорим о техническом задании. Но мне такие пока не встречались.

Сервис

В сервисах бесполезно строить техническое задание на примере другого сайта. Я написал это, потому что с сервисами чаще всего так и получается. Звонит клиент и просит сказать сколько стоит сделать копию Bla-Bla-Car. И я должен ему прямо сейчас сказать цену. А я не пользовался Bla-Bla-Car, да не горю желанием. Выяснять, что это такое — дело неблагодарное. Все равно, я вижу только малую толику фронтенда, а что там внутри? Что видят администраторы сайта? Как устроен этот бизнес? Клиенту, который задаёт такие задачки, хочется сказать прямо: — Если бы я знал, как устроен Bla-Bla-Car, я бы себе такой сделал. А разрабатывать бизнес-модель и функционал под неё, только чтобы сказать цену мне некогда.
Уверен, цена не просто удивит, а шокирует такого заказчика. Потому что он не удосужился даже подумать о будущем бизнесе и надеется, что кто-то на блюдечке принесёт ему готовый сервис.
Техническое задание на сервис — самое «техническое» из всех. Описывается весь путь пользователя с ответвлениями и тупиками. Если кому-то кажется простым, скажем, спроектировать регистрацию с восстановлением и сменой пароля, то пускай попробует. А это начало начал и действительно несложно.
Техническое задание на сервис начинайте с описания сервиса и его возможностей. Нужно последовательно описать алгоритм действия пользователя, чтобы достигнуть требуемого. Для первичных переговоров этого хватит. Дальше будут схемы, пространные документы и пуд съеденной вместе соли.

Все остальное

Бывают в нашей почте технические задания на сайты-визитки (смешно, согласен), иногда мы угадываем в заказе промо-сайт. С визитками лучше не к нам. Во-первых, мы не верим в существования таких сайтов. А во-вторых, там не о чем думать: клиенту нужен готовый шаблон на популярной CMS. Такое он нагуглит и сам, бесплатно. А в промо-сайтах техническое задание бессмысленно, нужно познать продукт. Техническое задание на промо-сайт — это как рассказ о том, чего никогда не видел. Попробуйте описать, каково держать в руках следующую, ещё не выпущенную модель iPhone: не получится. Последнюю модель наверняка держали и без труда опишите ощущения, а вот если не соприкасались, то фокус не удастся.

Вывод

Техническое задание на разработку сайта — это не трудно. А если собрались работать с ReConcept, то у вас теперь инструкция с чего начать диалог.

Источник: http://journal.reconcept.ru/kak-napisat-texnicheskoe-zadanie-na-sozdanie-sajta

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Скоро вузам придется поменять сайты

Как влезть в шкуру покупателя и создать клиентоцентричный сайт

Системный подход к созданию сайта: сайт-процесс против сайта-продукта