Сколько людей нужно чтобы сделать сайт

Перечисляю специалистов для создания корпоративных сайтах средней сложности. Рекомендую предпринимателям, которые доверили делать и обслуживать сайт мальчику-айтишнику. Если вам интересно как делают профессиональные сайты, читайте. 

Команда для создания сайта

  1. Маркетолог
  2. UI/UX-дизайнер
  3. Веб-дизайнер
  4. Автор текста
  5. Верстальщик
  6. Программист
  7. Контент-менеджер
  8. Администратор проекта
Работают 6—8 человек. Каждый специализируется на конкретном этапе. На переговорах я озвучиваю это, а мне возражают. Старый сайт им сделал «студент, который устанавливает антивирусы». Один сделал, без ансамбля. Зачем нам столько людей, если прошлый сайт сделал фрилансер-одиночка? 
Объясняю: если сайт для бизнеса, чтобы зарабатывать, вам нужна профессиональная команда. Никакой фрилансер не сделает этого. А «айтишник», настроивший вам 1С-Бухгалтерию и подавно. Это горькая правда и если вы серьезно относитесь к сайту, который вам тянет какой-то мальчик, у вас проблемы.
Фрилансер сделает сайт-визитку. Начинающая веб-студия из дизайнера и верстальщика с начальными навыками программирования сделает простенький сайт. По мере взросления веб-студии приходится решать усложняющиеся задачи. Приходит понимание, что прототипирование и маркетинг — не пустые слова. Не всегда веб-студии идут по пути развития. Многим комфортно клепать шаблонные сайтики для нетребовательных клиентов по 20-30 тысяч рублей. Те коллективы, которые хотят расти профессионально, либо развивают навыки, либо нанимают профессионалов.
У растущей веб-студии два пути: замкнуться в себе и овладеть нужными профессиями самостоятельно или нанимать узких специалистов. Второй вариант развивает и повышает компетенцию. Это путь к уровню ТОП-студий и крутым проектам.
Превращая веб-студию в компанию, способную решать сложные задачи, руководство вынуждено включать в работу над сайтом узкоспециализированных специалистов. На примере веб-дизайна: когда веб-студия делала сайты-визитки, хватало одного человека, чтобы нарисовать макет. По мере расширения инструментария, одного веб-дизайнера становится мало. В команду вливается иллюстратор, 3D-моделист, художник иконок...

Что делает каждый участник команды

Маркетолог

Изучает целевую аудиторию будущего сайта. Выявляет потребности, которые закроет сайт. Анализирует сайты конкурентов: перенимает удачные решения и отметает неудачные.

UI/UX-дизайнер

Умеет и делает прототипы сайтов. Прототип сайта — работающий скелет: каждому элементу определено место, обозначены переходы по ссылкам со страницы на страницу. Только дизайна нет. Схематично, как чертеж. На прототипах экспериментально вырабатывают эргономичную и дружелюбную структуру сайта. Вы наверняка знакомы с термином «юзабилити». Так вот, прототип и дает возможность «пощупать» сайт еще ДО создания. Прототипирование (проектирование) — неотъемлемый этап когда делают сайт.

Веб-дизайнер

Облекает прототип сайта в приятную и понятную оболочку. Сайт получаются красивыми благодаря веб-дизайнерам. Веб-дизайнер отвечает за визуальную концепцию сайта. Он учитывает иерархию элементов будущего сайта, которую задал UI/UX-дизайнер. Для этого веб-дизайнер выделяет доступными инструментами главные элементы. Веб-дизайнер визуально воплощает в жизнь то, что спланировали на будущем сайте маркетолог и UI/UX-дизайнер.

Верстальщик

Реализует макеты страниц, переданные веб-дизайнером. Его задача: перенести векторный рисунок в HTML-код. Уровень развития интернета дает верстальщику JAVA, jQuery, CSS3, HTML5, CANVAS и прочие технологии. За этими страшными словами скрываются: языки программирования и библиотеки. Верстальщик (по-другому front-end разработчик) обязан знать и уметь использовать несколько инструментов. Отрасль развивается, верстальщики следят за нововведениями и перенимают мировой опыт.

Программист

Переносит верстку на CMS, настраивает административную панель и программирует функционал сайта. Функционал превращает сайт из источника информации в средство решения прикладных задач. Оплата сотового телефона на сайте оператора — функционал.

Администратор проекта

Руководит работой команды. Взаимодействует с заказчиком по техническим и другим вопросам. Следит за сроками и контролирует соответствие результата работы техническому заданию.
Помимо этих людей, над сайтом работают: копирайтер, автор текста, SEO-оптимизатор, иллюстратор, видеомонтажёр, фотограф и другие.

Кого уберём?

Теперь вы знаете кто за что отвечает. Кого можно убрать? Пробегитесь по списку еще разок. Кто лишний? Прав будет тот, кто скажет, что нужны все. Нам понадобилось 5 лет, чтобы это понять. 
Молодые студии ищут специалистов широкого профиля. Стараются соединить несколько профессий в одном человеке, ведь это удешевит процесс. Мы и сами так делали.
Удешевит — правда. Представьте дизайнера, который рисует и сразу верстает. Один человек вместо двух. Минус: средненький уровень дизайна и верстки на выходе. И ничего не поделать: двум богам служить нельзя.
Качество получается только в результате специализации. Выдающиеся результаты — в узкой специализации.
Программист редко хорошо верстает, а верстальщик почти всегда хреновый программист. Веб-дизайнер редко иллюстратор. А художник не справляется с веб-дизайном.
Чем Уже специалист, тем больше времени он потратил на профессию, лучше ею овладел. Соединяя в одном человеке 2—3 профессии мы осознанно усредняем уровень человека в каждой профессии.

Про стоимость сайта

Если заказчику озвучивают 30—50 тысяч рублей за корпоративный сайт с нуля, это значит, что работает над ним один человек или коллектив, но 2 дня. Уровень такого сайта и его продающие способности ниже плинтуса. Я понимаю заказчиков, которые говорят, что 30 тысяч за сайт — дорого. Ведь это пустая трата денег. Такой сайт не приносит прибыли. А если вы инвестируете деньги, но не получаете прибыли, то и 10 рублей будет дорого. 
Мой совет: лучше ничего не делать, чем делать дешёвый сайт. Дешёвый сайт убивает ваш бизнес. Если репутация для вас не пустой звук, планируйте серьезную работу в интернете. Корпоративный сайт — это виртуальный офис. Должен выглядеть респектабельно, быть удобным. Сайт формирует первое впечатление от бизнеса. Дешёвый сайт-визитка позорит и вредит бизнесу.
Корпоративный сайт получается хорошим за 1,5—2 месяца работы команды из 5—8 человек. Адекватный ценник — от 200 тысяч рублей. Предпринимателей, не рассматривающих сайт как инвестиции, такая цена отпугивает. Российский бизнес молод, инвестиции в маркетинг непонятны. А зря!
Адекватная цена корпоративного сайта — от 200 тысяч рублей.
Гуру российского маркетинга Сергей Славинский сказал, что чем дороже сайт, тем лучше. Он имел ввиду, что хороший сайт не бывает дешёвым. Что отличный сайт дороже хорошего. Работает принцип: чем больше вложил, тем качественнее и прибыльнее результат. А к дешёвому сайту и отношение наплевательское. Вроде как есть и ладно. 
Нужно обжечься и понять, что талантливые студенты, ваяющие супер-сайты за копейки — миф. Мы легко отпускаем клиентов, которые говорят нам, что команда им не по карману и они наймут фрилансера. Они возвращаются позднее поумневшими и настроенными на серьезную работу.

Будет интересно

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Скоро вузам придется поменять сайты

Как влезть в шкуру покупателя и создать клиентоцентричный сайт

Системный подход к созданию сайта: сайт-процесс против сайта-продукта